История елки в России длится около 300 лет

Tramp, 04.01.18

  1. Tramp
    Постоянный участник

    Регистрация:
    30.08.11
    Сообщения:
    2.973
    Симпатии:
    1.633
    Адрес:
    Hora Blanik
    История елки в России длится около 300 лет. Ставить ее на Рождество и Новый год начали только в 19 столетии. Пишут, что этот обычай, был ввезен в Россию будущей женой царя Николая I (1796 - 1855), прусской принцессой Шарлоттой, ставшей царицей Александрой Федоровной). Есть так же свидетельства, что первую елку поставили в 40-е годы 19 века немцы, проживающие в Петербурге. Они на чужбине не забыли своих традиций и привычек и обрядов. В домах петербургской знати копировали традиции царской семьи, немецкого роду, и начали ставить елки для детей, украшая их по немецкому образцу. Ведь еще Петр Первый брал пример с немцев. Первоначально елка стояла один день, затем эти сроки все более удлинялись: два дня, три, до Крещения или до конца святок. Со временем елки засверкали своими огнями и в домах бедных чиновников, разночинцев, мещан. До начала 1840-х годов обычай ставить ёлку на Рождество в России не существовал. Елка к православию отношения не имела, но стала рождественской. Нравилась.

    Первые рождественские елки появились именно в домах петербургских немцев. Почему они стали «Рождественскими» не объясняют. В канун праздника Рождества Христова, немецкик традиционные елки, украшенные фонариками и игрушками, конфетами, фруктами и орехами, ставились только для детей. Подростки получали книги, одежду, серебряные монеты. Девушкам дарили букеты, альбомы, шали. Со временем и дети стали дарить родителям подарки, - вещи собственного изготовления: предметы рукоделия, поделки из дерева и других материалов, рисунки, стихи.
    Ни А. С. Пушкин, ни М. Ю. Лермонтов, ни другие классики не упоминают елок. В окружавшем их дворянском кругу поддерживались только русские святочные традицисвяточные маскарады и балы. М. Ю. Лермонтов описал такой святочный праздник в драме «Маскарад», а А. С. Пушкин — святочное гаданье девушек, в поэме «Евгений Онегин». До начала 1840-х годов о ёлках в столичных домах в литературе не упоминается, В начале 1840-х, как о большой новинке, уже пишут о продаже в кондитерских «прелестных немецких ёлок, убранных сластями, фонариками и гирляндами». В середине сороковых годов уже встречаются отдельные удивлённые упоминания, что «в русских домах принят обычай немецкий... Украшают... Деревцо как только возможно лучше, цветами и лентами и др... Всё это освещается множеством восковых свеч, прилепленных к веткам, а иногда и разноцветными фонариками». Это нововведение описал Ф. М. Достоевский в рассказе «Ёлка и свадьба» 1848 г. Как нечто уже общеизвестное. Увлечение «немецким нововведением» подкреплялось модой на произведения немецких писателей и, прежде всего на Гофмана, произведения которого «Щелкунчик и Мышиный король» и «Повелитель блох» были хорошо известны российскому читателю.. Началась городская мода на ёлки. В начале 1850-х годов их уже стали продавать у Гостиного двора, приезжавшие специально с ними в город крестьяне. Так из столицы России, имевшей немецкое название, начал распространяться дохристианский обычей древних германских народов, ставший традицией парвославного Рожества. Это что? Своеобразное провление глолбализации?
    12.10.2009.
     
    Tramp, 04.01.18
    #1
    best partner нравится это.
Загрузка...
Похожие темы